Мои наблюдения на уфимском рынке продаж готового бизнеса.
Для реализации проекта по развитию сети парикмахерских смотрели с коллегами действующие предприятия. И не просто действующие предприятия, а парикмахерские и салоны красоты, которые продаются как готовый бизнес за хорошие деньги. И продает их предприятие, которое специализируется на продаже готового бизнеса. И вот с такими готовыми бизнесами мы столкнулись.
Первое фото - салон красоты, куда проник ломбард. Это примерно как дерево, зараженное грибом-трутовиком. Листья еще зеленые и дерево простоит 2-3 года. Но оно уже обречено, гриб его съест изнутри и вместо дерева будет труха. Так и с этим салоном красоты, он обречен. Не смогут одинаково комфортно заходить сюда люди, которым нужна красота, и люди, которым нужны деньги до получки. И командует парадом здесь уже не администратор салона, а охранник ломбарда - он здесь главный.
Второе фото - бизнес готовый по мнению его продавцов, но двери салона закрыты решеткой в разгар рабочего дня. Бизнес то готов, только осталось запустить туда клиентов, а их нет. И нам кажется, что и бизнеса нет как такового, поскольку готовый бизнес - это не помещение и не инструменты. Это прежде всего поток клиентов, готовых получить первоклассную услугу.
В этой связи возникает две грустные мысли.
Первая грустная мысль - хочется видеть профессионалов. Профессионалов на всех ступенях и на всех этапах. Или хотя бы предпринимателей готовых и способных расти.
Если вы построили бизнес и долго в нем жили и у вас появилось желание его продать, то это желание совершенно нормальное. Надо сделать перед продажей из своего бизнеса "готовый" бизнес. Это стабильно работающее, технологичное предприятие с растущей (как минимум, стабильной) клиентской базой, описанными на бумаге технологиями, кадровым составом, понятной экономикой и финансовыми потоками. То есть привести в порядок управление, клиентские отношения, документы и т.д., но не на бумаге, а в реальности. И можно продавать. Это я и называю профессионализм!
Вы продаете прибыльный бизнес и хотите получить за бизнес адекватные деньги. А как быть с ценой? Цена готового бизнеса напрямую зависит от прибыли и продавцу надо эту прибыль показать. И здесь опять нужны полноценные знания экономики и опыт ведения дел. Принцип: "А как считали - сами знаем" здесь не годится. Надо открывать покупателю свою экономику, клиентскую базу, ключевые конкурентные преимущества. И опять возвращаемся к началу, чтобы все это рассказывать покупателю, надо хорошо в этом разбираться, быть специалистом своего предпринимательского дела.
Альтернатива этому - вы сами до глубокой старости и собственник и директор и основной работник. Только вам понятно, как все внутри работает и почему и как образуются деньги. Знатоки назвали это явление "пожизненным наймом", поскольку без вас предприятие работать не будет. И продать такое предприятие сложно, почти невозможно. Новому владельцу придется все ломать и правила придумывать заново.
Вторая грустная мысль - предприниматели не умеют принимать решения. Или не хотят, или не могут, но это в данном случае синонимы.
Принимать решения - это одно из ключевых умений предпринимателя. Если ваш бизнес - это кусок хлеба для вас, берегите его, никому не давайте. Если бизнес надоел и вы от него устали, примите решение о продаже, доведите до продажного состояния и продайте. Если чувствуете, что можете не заниматься бизнесом, примите решение не заниматься бизнесом.
Обычное дело, когда в предприятие вложено уйма сил, средств и времени, но оно не приносит прибыли. Если вы хотите продать такое предприятие, то ценой здесь будет не вложенный вами объем сил и средств. Их оценить сможете только вы сами, а здесь важна оценка покупателя, а ему от вашего бизнеса нужна прибыль, а не ваши усилия. Убыточное предприятие будет иметь отрицательную стоимость и покупателю, при покупке такого бизнеса, надо еще доплатить. Это надо понимать собственникам бизнеса - хороших денег стоит прибыльный бизнес. В таком случае самый лучший вариант - это продать ваше предприятие не как бизнес, а как набор использованного оборудования, но здесь, как вы понимаете, будет совсем другая цена. И здесь опять нужно ваше решение, поскольку отсутствие решения это умножение убытков.
Вот такие грустные мысли возникли у меня в ходе реализации проекта развития сети парикмахерских. Интересно ваше мнение по этому поводу.
Владимир Усов
Основатель и владелец консультационной компании «Тау-Прогрессор».