Я много и продуктивно, по моим оценкам, преподавал на курсах начинающих предпринимателей в Центре занятости населения. Бюджет выделяет деньги для снятия проблемы безработицы. Новые рабочие места создавать сложно, платить пособие безработным дорого. Именно поэтому найден вариант само обеспечения рабочими местами безработных за счет создания новых бизнесов. Почему курсы проходили продуктивно? Потому что часто меня встречали выпускники курсов со словами благодарности за «науку».
Свои курсы я всегда начинал с вопроса: «Зачем пришли, что хотите?» Как правило, среди слушателей была существенная доля тех, кто «возмущен ужасами капиталистической эксплуатации». Они говорили о своих целях так: «Надоело работать на дядю!!!» «Ну, тогда будем работать на тетю из налоговой инспекции, еще одну тетю из пенсионного фонда и других дядь и теть из РосКомНадзора, РосПотребНадзора и других инспекций, надзоров, комитетов и т.д.» Это сообщение многих заставляло задуматься, но редко кого останавливало. В продолжение этой мысли я приводил факт сухой статистики: Даже в самой развитой стране только 4-6% населения способны к предпринимательскому труду и обладают комплексом талантов и способностей для ведения бизнеса. «Можешь не заниматься бизнесом – не занимайся!» - именно под таким девизом проходили мои курсы.
Еще раз хочу повторить. Это я рассказываю про бесплатные для граждан занятия, организованные Службой занятости для снятия проблем безработицы. И параллельно с этим как грибы после дождя растут всевозможные курсы и тренинги: «Интенсивы», «Прокачки», «Цеха», «Армии», «Команды будущего», «Формулы». Все они ставят задачу создать армию «высоко успешных», «сказочно богатых» предпринимателей. Обращаю внимание, ставят задачу не перед собой, как организаторами программы, а ставят задачу перед теми, кто хочет приобщиться к нелегкому предпринимательскому труду. И делать то особо ничего для этого не надо. Надо просто записаться на курсы, внимательно выслушать ведущих, заплатить немножко денег и счастье наступит. Я сформулировал несколько способов массовой трансформации в армию «успешных», создал свою классификацию методам превращения в сказочно богатых:
Первый способ. Соблюдать строгий режим дня, заниматься физической культурой. В течение дня выделить пару часов для целенаправленного зарабатывания денег, и они, деньги, всенепременно появятся. «А делать то, что надо в эти два часа?» - спросит самый умный и наивный слушатель. «Сказано, само появиться!» - я предполагаю такой резкий ответ ведущего курсов.
Второй способ. Надо научиться ставить перед собой сложные цели и достигать их, например: вставать ежедневно в 7.00, похудеть на 5 кг, пробегать ежедневно 5 км, всегда вовремя отдавать долги и т.д. Когда все это будет достигнуто, то неизбежно появиться гигантский прилив самоуважения. И если вы внезапно на гребне этого прилива поставите цель – «заработать 2 миллиарда рублей в год» (или в месяц, это уже не важно), вы не сможете себе отказать в этом удовольствии. И вот они 2 миллиарда в кармане. Только вначале мы вас научим методике формирования самоуважения почти даром, всего за 0,1% от вашего будущего дохода (и сами станем миллиардерами, только тихо, эта мысль не для широкой публики, это для внутреннего пользования).
Третий способ. Надо найти бизнес-гуру, предпринимателя, который достиг небывалых высот. Лучше из другого города, еще лучше из другой страны. Почему из другого города, чтобы ограничить до минимума возможные контакты с людьми, который могут снять корону гениальности с бизнес-гуру. Даже если вам предложат контакт с настоящим гуру бизнеса, то это не сулит никаких гарантий. Настоящий гуру сделал свой бизнес и повторять его историю успеха невозможно. Гуру создал свой рынок и собрал с него всех клиентов и стал гуру, остальным можно только собирать остатки. Уверен, некоторые гуру вставали в 7.00 каждый день, но не уверен, что именно это принесло им успех. Надо писать свою историю, а для этого начинать думать, учиться, осваивать простую арифметику, потом алгебру и геометрию бизнеса.
Реальная история предпринимателя из Бизнес-чата. По памяти воспроизвожу его обращение: «Я поставил себе цель заработать за лето 160 тыс. и купить подержанную двенашку. Но заработал только 40. Ребята помогите, скажите, что мне делать? Где найти работу? Дайте мне работу, я все умею делать. Я должен выполнить свой план и достичь цели!»
А дальше следует арифметика предпринимательства. И я бы в этой арифметике начал с двух формул.
Первая формула. Цели, кроме того, что они должны быть конкретны и определены во времени (160 за лето), еще должны быть достижимы (это про миллиард) и направлены на клиентов. Т.е. перед началом операции по зарабатыванию денег, предприниматель должен иметь список клиентов, готовых ему заплатить. Или хотя бы способ получения этих клиентов – куда пойти, что сказать и т.д. Это первое. Еще раз, цели должны быть связаны с вашими будущими клиентами. Это средний чек, характеристики качества товара или услуги, клиентская ценность, которую вы готовы транслировать и т.д. Здесь не могу не вспомнить и про миллиард. Кто готов его разложить по клиентам, по времени?
Вторая формула. Бизнес начинается с бизнес-идеи – это ваша мысль про товар или услугу, которые нужны клиенту (опять, нужны клиенту). Но появление у вас мысли – это вовсе не повод для начала бизнеса. Нужна уверенность в востребованности товара или услуги. А эта уверенность появляется в результате общения с потенциальными клиентами и процедуры такого общения называются не много ни мало – маркетинг. Но и это еще не все. После того, как вы убедились в востребованности вашего бизнеса, надо оценить его экономическую эффективность. Будет доход от вашего начинания, выручка будет перекрывать себестоимость. Эту цепочку предпринимательских действий я называю Ключевые точки в принятии решений о создании бизнеса. Первая точка – идея, вторая – готовность клиентов покупать вашу идею, третья точка – положительный баланс в экономических расчетах.
Естественно, что формул у бизнеса существенно больше, чем те которые я назвал. Это и знаменитый KPI, и Система сбалансированных показателей, и «Бережливое производство» и стадии развития бизнеса по-Адизесу, и Полномочия, которые никак не научатся передавать предприниматели своим работникам. Много всего, но начинать надо с простых и понятных вещей о которых я сказал, а не с идеи «Я сейчас помечтаю, я буду мечтать правильно и мои мечты о 2 миллиардах сбудутся». Можно вставать каждый день в 7.00, можно делать зарядку, можно и нужно мечтать. Но всего этого недостаточно, для того, чтобы стать предпринимателем. Надо познавать сложную науку, учить правила и следовать им.
Все совпадения в названиях программ по выращиванию «успешных» предпринимателей случайны и не надо на эти совпадения обращать внимание.
Владимир Усов
Основатель и владелец консультационной компании «Тау-Прогрессор».