Ицхак Адизес
Сформулировал свою теорию развития бизнеса, выделил и охарактеризовал универсальные стадии развития.
Но когда бизнес упирается в ключевую проблему и развитие останавливается - никто из руководства этого не замечает, поскольку нет четких критериев и понимания того, что идет не так. Чаще всего собственник фиксирует прибыльность бизнеса: если выручка и прибыль не растут – значит надо больше и лучше работать. В результате компания начинает бороться с симптомами, но не с их причиной.
Пока ключевая проблема текущей стадии развития бизнеса не диагностирована и не решена, компания, даже несмотря на титанические усилия, не увеличит свою эффективность.
Задача консультанта - найти ключевую проблему, которая ограничивает рост бизнеса, и разработать подходящие решения. Далее, реализовать эти решения вместе с командой сотрудников компании.
Целенаправленность
Усилия необходимо прилагать целенаправленно. Т.е. не просто «работать лучше», а решать конкретную проблему.
Это может быть отставание кадровых технологий, проблемы со структурированием продаж, нестыковки с мотивацией сотрудников и т.д. Определение ключевой проблемы текущего состояния – важнейшая задача первого этапа работы.
Как правило, компании самостоятельно развиваться до стадии «Юность». Именно на этой стадии бизнес переживает второе рождение и здесь очень желательно привлечение консультанта. Основная задача консультанта и собственника реализовать переход к профессиональному менеджменту, когда перестают работать «люди» и начинают работать «должности». Процесс очень болезненный, поскольку «ветераны» бизнеса либо должны стать профессионалами, либо уступить должность в компании и доходы новичкам.
Консультанты задают формат описания, а само описание делают ключевые сотрудники. Именно в таком тандеме появляются жизнеспособные технологии, определяющие будущее развитие бизнеса. Документы, скаченные из интернета, здесь не подходят. Нужен индивидуальный продукт.
Технологии работы фиксируются в виде документов, регламентов, положений. Далее специалисты формулируют нормативы оценки операций и на их основе – систему оплаты труда.
В заключении апробация и доработка технологий, их внедрение, обучение сотрудников работе в новых технологиях. Далее адаптация персонала к новым технологиям, работа с сопротивлением изменениям, тренинги и другие формы обучения.
Появление набора работающих документов, правил, инструкций, положений, которые приняты к исполнению сотрудниками и будут в дальнейшем определять рост и развитие бизнеса. Ну и сам рост бизнеса. Как правило, все развитие технологий происходит под уже существующие или новые планы собственника, и эти планы активно начинают претворятся в жизнь.
Первоначально схема обычной оптовой торговли предполагала существование длинной цепочки действий, переговоров, согласований, которые часто заканчивались безрезультатно. Менеджеру надо найти покупателя, потом другому менеджеру - поставщика стали, потом договориться с покупателем о цене. Дальше сделать заказ на металлургический комбинат и оплатить и привезти металл клиенту.
Вместо этой длинной цепочки реализована технология «супермаркет спецсталей» для заводов по производству автокомпонентов. Рассчитаны потребности клиентов и сформирован складской запас, который пополняется по заранее определенной технологии: синхронизирован с плавками металлургов и со складской логистикой. Новая технология позволила за полгода получить десятки новых клиентов, оценивших простоту и удобство работы по новой схеме.
Проект 2003 года, компания-лидер российского рынка металлоторговли по разделу «Метизы»