Мир динамично меняется, скорость изменений растет - это общеизвестный факт. Появляются новые бизнесы, связанные с новыми технологиями, например, печать на 3D принтере, обработка деталей на станках - автоматах и т.д. Старые бизнесы безвозвратно уходят в прошлое или становятся крошечными по своим размерам. Например, проявление фотопленок и печать фотографий с этих пленок еще совсем недавно было массовым явлением. Фотоаппараты - "мыльницы" и пленки к ним продавались как горячие пирожки, сегодня люди об этом забыли. Мгновенные фото и сам аппарат по их производству Polaroid исчез из потребительского сознания. Пейджеры в свое время были предметом гордости их обладателей, теперь они забыты. ICQ как средство общения вышло из делового и бытового применения, поскольку появились более интересные и простые в использовании форматы связи. Производство магнитофонов и видеомагнитофонов остановлено и даже отремонтировать их невозможно в силу отсутствия специалистов и деталей для ремонта. CD, DVD и Blu-Ray диски постепенно исчезают из обихода. Звукозапись и видеозапись осталась, но стала совсем иной. Список можно продолжить.
Тем не менее людей, которые ощущают себя предпринимателями и готовы создавать новые бизнесы не становится меньше. Жизнь и развитие технологий задают для новых бизнесов определенные рамки. Для предпринимателей всегда было актуально, и сейчас, наверное, особенно актуально, знать и понимать (чувствовать) признаки успешности будущего бизнеса, когда и чем заниматься, куда вкладывать деньги и свои усилия для того, чтобы быть на коне, быть с прибылью. К нам, консультантам, с завидной регулярностью обращались и обращаются предприниматели: "скажите куда вкладываться и что продавать?" Знали бы, сами вложились. Консультационная деятельность предполагает оценку будущего бизнеса, оценку бизнес идеи и не более того. Генерирование идей - это совсем другая область. Да, хорошая идея дорогого стоит - об этом в следующей статье. А сейчас о развитии бизнеса.
В первые несколько лет капитализма в России ключевой фактор успеха был простым - это допуск к кредитам. Взять кредит в банке было непросто, надо было иметь обеспечение, какие-то гарантии возврата, ну или хороших знакомых в банковской среде. Дальше все намного легче, в условиях оставшегося после СССР товарного дефицита можно было привезти практически любой товар из-за границы и продать его с наценкой в 2-10 раз превышающей кредитную ставку и остаться с хорошей прибылью. И практически весь бизнес, за редким исключением, работал по этой схеме. Особых умений и навыков не требовалось. Требовался хороший бухгалтер, заведующий складом и послушные работники. Кто-то привозил китайские термосы и они продавались за неделю. Другие привозили спирт Роял, третьи - бренди, четвертые - польскую колбасу и т.д. Менеджмент и маркетинг - слова такие уже появились, но их смысл и значимость стали актуальны позже.
Дальше, на российский рынок пришли транснациональные корпорации Марс, Кока-Кола и др., и принесли с собой технологии дистрибьюции. Это была первая массовая технология бизнеса. Частный бизнес "бросился" ее осваивать, стало понятно, что технологии лучше, чем их отсутствие. Надо было эти привнесенные технологии осмыслить, понять, как они работают, чтобы дальше создавать что-то похожее у себя в компании и поддерживать их в рабочем состоянии. Простое копирование документов, регламентов было невозможно, неэффективно. Качество этих технологий, которое позволяло создавать обширную клиентскую базу на значительной территории, стало ключевым фактором успеха частного бизнеса на этой стадии развития. Иностранные и российские производители, приходящие со своим товаром в город, задавали предпринимателям один и тот же вопрос: "в какие сроки наша продукция окажется во всех магазинах города (или республики)?" В зависимости от ответа выбирали того или иного партнера и работали с ним.
Изменения не заставили себя долго ждать. С появлением торговых сетей дистрибьюция, как технология успеха, потеряла свою значимость, но не исчезла и существует до сих пор. Соответственно поменялись лидеры рынка, и если раньше частный бизнес уверено чувствовал себя в оптовой торговле, то на этом этапе главным фактором успеха стали контакты с конечными потребителями. Сети продуктовых супермаркетов, аптек, бытовой техники и одежды обеспечивали себе контакты с обширной аудиторией покупателей и это позволяло сетям диктовать условия своим поставщикам.
Примерно в это же время случился маркетинговый бум и произошли изменения, которые коснулись и нарождающийся производственный бизнес и существующий торговый. Компании, которые решили инвестировать в производство, хотели получить оценки своего рынка и оценки своего возможного места на этом рынке, прогноз продаж своих товаров. И развивающаяся торговля в условиях наполнения рынка должна была оценивать спрос - продавать только те товары, которые востребованы потребителями. Многие уже успели обжечься - новый завод стоит и продукция, вроде, нужная, а не продается, хоть тресни. Соответственно Ключевой фактор успеха для частного бизнеса сместился в сторону владения маркетинговыми технологиями, понимания поведения потребителя, прогнозирования технологии принятия им решений о покупке.
На этом этапе вместе с производственными компаниями начали бурно развиваться и сервисные. Появились сетевые компании общепита, компании, предоставляющие услуги связи и интернета, сетевые копировальные компании и т.д. Фактор успеха простой - качественные услуги за понятную и приемлемую цену. Многие попробовали, но на рынке остались те, кто уложился в заданные потребителями условия.
Маркетинговый бум случился на фоне активного роста экономики. Когда рост закончился, изменились и приоритеты развития и, соответственно, ключевые факторы успеха. Произошла дифференциация, бизнес ринулся в те области, где еще сохранились обороты денег. Для крупного и среднего предпринимательства остались актуальны бизнесы, связанные с потребительским рынком, здесь спрос будет всегда (продукты, косметика, бытовая химия и т.д.). Еще одна денежная область - бюджеты разных уровней: вывоз мусора, ремонт дорог, услуги ЖКХ и т.д. Ну и достаточно новая область - предпринимательство с использованием интернет технологий для продвинутой части населения: интернет-магазины, кафе, интернет продвижение, реклама в социальных сетях.
Ключевой фактор успеха во всех перечисленных бизнесах - технологии, причем технологии и производственные и управленческие (менеджерские). Металлообрабатывающие компании сегодня представляют интерес для клиентов, обладая набором 4-5 координатных станков, роботизированных обрабатывающих комплексов. Торговые компании не могут позволить себе существовать без жесткой автоматизированной логистики и системы мониторинга контактов с клиентами. Плюс к тому большая часть руководителей поневоле бросились изучать и внедрять KPI, Систему сбалансированных показателей, изучать и внедрять элементы "Бережливого производства", теорию ограничений Голдратта. Наступило время технологий.
Такой мой взгляд на динамику развития бизнеса в республике и городе. Он не претендует на полноту охвата, он фиксирует основные тенденции и не более того. С появлением новых предпосылок к изменениям рынка меняется и технологии бизнеса, меняется его содержание. Но великий Черчиль сказал, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. И это означает, что предприниматели, создающие свой бизнес сегодня, должны знать и понимать его историю, но при этом здесь и сейчас создавать свою оригинальную историю бизнеса, предвидеть изменения технологий и потребительского поведения, влияющие на бизнес, зачислять их в свой актив и превращать в технологии будущего.
Далее, в следующей статье, попытка осмысления и проектирования компетенций для бизнеса будущего или какими качествами должен обладать предприниматель и его бизнес, как строить свои отношения с самим собой, своей командой и с потенциальными потребителями.
Владимир Усов
Основатель и владелец консультационной компании «Тау-Прогрессор».